Новости Центр ИИ СПбГУ

Эксперты Центра ИИ СПбГУ приняли участие в Баркемпе 2024

7 ноября в рамках Форума в области технологий и инноваций Баркемп 2024 «Национальная технологическая революция» 20.35 состоялась лекция «ИИ и промышленный Интернет вещей: тенденции и решения». Партнером мероприятия стал Центр искусственного интеллекта СПбГУ.
Лекция стартовала с выступления и. о. директора Центра ИИ, кандидата физико-математических наук, Константина Амелина. Он рассказал, чем занимается Центр ИИ СПбГУ, подчеркнув, что главное отличие вуза от многих других прежде всего в междисциплинарности наук – биологии, химии, геологии, математики. Сегодня перед Центром стоит ряд серьезнейших задач, среди которых – разработка человеко-машинного интерфейса, оптимизация алгоритмов ИИ для периферийных устройств, мультимодальная автоматизированная обработка данных, а также механизмы обеспечения безопасности, целостности и достоверности информации.
«Мы подумали, почему бы нам не сделать искусственный интеллект, который встраивается в устройство. Это сейчас один из трендов. В результате мы получили интересное направление – соединение ИИ с Интернетом вещей (AIoT). Предпосылка в том, что в современном мире количество датчиков и количество собираемой информации очень сильно растет. И когда мы говорим про IoT (internet of things), разные счетчики, устройства, роботические комплексы, умный город – это большой массив данных, который сейчас нужно обрабатывать и каким-то образом анализировать», – рассказал эксперт.
Помимо платформы AIoT, Центр ИИ СПбГУ параллельно ведет разработку еще нескольких продуктов: программного комплекса анализа данных от приборов учета, платформы видеоаналитики технических регламентов, адаптивного модуля оптимального технологического режима функционирования нефтегазового месторождения и других. Для эффективного достижения целей специалисты Центра используют такие методы, как распределенная оптимизация и оценка параметров, групповое решение задачи наблюдения, распределенное обучение, итеративная и стохастическая оптимизации.
«В Центре искусственного интеллекта к науке и образованию, которые есть у нас внутри университета, мы сейчас активно добавляем бизнес. Получается очень хороший круговорот, ведь создание новой технологии – это не только про науку, но и про образование. Нужно показывать, как с этими технологиями работать и что благодаря им можно получить», – добавил спикер.
Вместе с тем Константин Амелин поделился «болевыми точками», с которыми приходится сталкиваться сотрудникам Центра ИИ СПбГУ при разработке конечных продуктов и попытке вывести их из академической среды в реальные условия:
  • Большое время на получение MVP (ранняя версия продукта с небольшим набором функций);
  • Постоянная доработка математических методов;
  • Высокий уровень компетенций входа в тему ИИ;
  • Сложное взаимодействие между разработчиками и менеджерами;
  • Разнородный и мультиязычный код решений;
  • Отсутствие стандартов и правил применения ИИ.
«Мы стремимся к тому, чтобы внедрение новых продуктов с помощью ИИ шло намного быстрее. Создание MVP должно занимать меньше месяца, и очень важно, чтобы эти продукты были подтверждены новый законодательством, которое даст уверенность в них в дальнейшем. Платформу IoT мы создаем все три года и будем наполнять ее до до конца 2026-го. В 2027 году уже состоится полный запуск платформы для генерации новых интересных продуктов и вещей», – заключил эксперт.
Вторая половина лекции была посвящена особенностям и нюансам законодательного регулирования ИИ в России и за рубежом. Как отметил руководитель юридической группы Центра ИИ, доктор юридических наук, Владислав Архипов, сегодня одна из насущных проблем в этой области – субъектность системы искусственного интеллекта.
«С точки зрения права, пока еще нет никаких рациональных оснований говорить о субъектности ИИ, потому что для этого от «машины» требуется формировать волю и способность к целеполаганию, переживанию эмоций. Еще один хитрый момент: если мы попытаемся сконструировать юридическую теорию субъектности ИИ, то неминуемо придем к идее о том, что ИИ должен все-таки полностью контролироваться человеком. Если мы признаем его субъектность, возникнет множество этических вопросов», – подчеркнул спикер.
Далее Архипов развеял миф о том, что искусственный интеллект на текущий момент никак не регулируется правом. На самом деле, все довольно просто: ИИ – это по-прежнему результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой набор данных или информации. В российском законодательстве искусственный интеллект определяется через сравнение с когнитивными способностями человека. Впрочем, это определение часто подвергается критике ввиду непонимания его сущности.
«Один из главных юридических вопросов – при каких условиях мы можем использовать персональные данные для обучения нейросетей. Это актуально для многих проектов, и в мире сейчас есть некое движение в пользу того, чтобы максимально упростить возможность использования этих данных. Но тем не менее это еще не вполне реально. Другой вопрос – кому принадлежит результат запроса через ИИ. Пока считается, что это должно быть урегулировано на уровне пользовательского соглашения, потому что искусственный интеллект с формально-юридической точки зрения обычно рассматривается как программа для электронно-вычислительной машины, в объем прав на которую входит порождаемое ею аудиовизуальное отображение», – отметил эксперт.
Владислав Архипов подчеркнул, что в США сейчас насчитывается около 10 поданных исков со стороны различных правообладателей, которые утверждают, что организация OpenAI массово, безапелляционно и грубо нарушает их исключительные права. По наблюдением спикера, флер такой коммуникации очень похож на первые споры в области интернета и использования и распространения интеллектуальной собственности в онлайн-среде. Что же касается ИИ, ситуация весьма неоднозначна, поскольку пользователь, приложивший творческие усилия, может прийти к закономерному результату от применения промта. Тогда нейросети будут расцениваться как некий очень сложный инструмент в руках мастера, который с его помощью что-либо сочинил или нарисовал.
В продолжение своего выступления эксперт также перечислил вопросы юридического и этического характера, с которыми специалисты Центра ИИ уже столкнулись на практике. В их числе – обработка ПДн при машинном обучении, сложный «лицензионный состав» ПО и использование искусственного интеллекта в конечных решениях. Кроме того, особенно остро стоит проблема правового режима датасетов (баз данных). С точки зрения действующего российского законодательства, содержание датасета в любом случае представляет собой информацию. При этом массивы данных при некоторых условиях могут рассматриваться и как результат интеллектуальной деятельности.
«Все не так просто, потому что есть база данных как объект авторского права, и тогда нужно творческое расположение результатов, которое мы не всегда можем увидеть. Пример – датасеты, которые состоят из какого-то количества данных, собранных в случайном порядке датчиком из интернета вещей. Второй правовой режим – база данных как объект смежных прав, где требуется наличие в датасете не менее 10 тысяч самостоятельных элементов», – прокомментировал Архипов.
Лекция объединила немало людей, увлеченных темой искусственного интеллекта и перспективами его дальнейшего развития. Посетители Форума смогли задать волнующие их вопросы и даже подискутировать с выступающими экспертами.
«Баркемп уже который год собирает заинтересованных, активных слушателей. Обратная связь делает нас лучше, появляются новые потенциальные партнеры. Огромное спасибо организаторам Баркемпа и всем участникам, которые посетили наше мероприятие!» – поблагодарил модератор лекции, эксперт Центра ИИ СПбГУ Кирилл Дорожкин.
событие
Made on
Tilda